Отраслевая и межрегиональная электронная торговая площадка
С 1 октября компании, подпадающие под действие Федерального закона от
Директор Департамента развития Федеральной контрактной системы Минэкономразвития России Кирилл Степанов рассказал «ЭЖ» (газета «Экономика и жизнь«) о целях, с которыми был принят закон, о том, как компании могут избежать его регулирования и почему следует поторопиться с регистрацией на сайте, несмотря на то, что нормы, содержащие санкции за неисполнение закона, пока не приняты.
«ЭЖ»: Какие цели должны быть достигнуты регулированием, заложенным в Законе № 223‑ФЗ?
К.С.: Когда мы принимали этот закон, то ставили перед собой триединую задачу. Первое — обеспечить транспарентность закупок компаний, перечисленных в законе. Второе — с помощью специального акта правительства установить особенности осуществления этими компаниями закупок у субъектов малого предпринимательства. Эта задача вытекает из общей задачи по развитию малого предпринимательства. Учитывая, что закупки компаний, по нашим оценкам, превышают 7 трлн руб. в год, что равняется примерно 10% ВВП, это очень существенный фактор, который необходимо использовать для развития малого и среднего бизнеса. И третья задача — стимулировать компании к расширению допуска к закупкам неаффилированных лиц. До конца эти задачи пока не реализованы, поскольку акт правительства в отношении закупок у субъектов малого и среднего бизнеса не принят. Но мы движемся по этому пути.
«ЭЖ»: Со стороны предприятий раздаются опасения, что публикация информации о закупках снизит их конкурентоспособность, потому что их закупки теперь будут видны конкурентам. К тому же сама процедура, заложенная в законе, ведет к дополнительным издержкам и несет дополнительные риски, связанные с возможными исками от неудавшихся поставщиков?
К.С.: Мне кажется, что не надо делать жупел из этого закона, он не так страшен. Закон №
В перечне предприятий, которые содержит закон, есть определенная логика.
И
«ЭЖ»: Расскажите о том, какие механизмы могут помочь компаниям добиться права не публиковать информацию о своих закупках.
К.С.: Правительство вправе установить случаи закупок конкретных видов товаров, работ, услуг, которые не подлежат публикации на официальном сайте, а также может вывести такого рода закупки целым перечнем. Есть документ правительства, который устанавливает порядок принятия таких актов (постановление Правительства РФ от
«ЭЖ»: Насколько долго компании будут ожидать вынесения распоряжения правительства после того, как обратятся в Минэкономразвития?
К.С.: Все будет зависеть от проработки документа и его обоснования. И это не значит, что все закупки компании автоматически будут выводиться из публикации.
«ЭЖ»: Каковы критерии для принятия положительного решения об исключении информации о закупках из публикации?
К.С.: Для нас принципиальное значение имеют обоснования, которые будут представлять компании, ссылаясь на наличие международной конкуренции, на критические требования по защите своей коммерческой тайны. И каждый конкретный случай будет рассматриваться отдельно.
«ЭЖ»: А наличие конкуренции на внутреннем рынке будет достаточным обоснованием для того, чтобы освободить компанию от необходимости публиковать информацию о закупках?
К.С.: А внутренняя конкуренция каким образом здесь страдает?
«ЭЖ»: Конкуренты видят, что закупает компания и на каких условиях, и делают соответствующие выводы…
К.С.: Конкуренты и сейчас видят. Многие компании еще до принятия Закона №
«ЭЖ»: Но не всех, а по своему выбору!
К.С.: Сейчас и идет речь о том, чтобы найти баланс между тем, что не надо публиковать о деятельности компаний, и тем, что обязательно надо публиковать. Потому что первая задача закона — транспарентность закупок направлена на расширение доступа поставщиков к закупкам компаний. Если компании всю свою закупочную деятельность будут вести в закрытом режиме, то цели закона не будут достигнуты.
Не надо пытаться избегать выполнения требований закона. Он ведь не настолько обременительный для компаний. Просто он стал в некотором смысле новеллой в их деятельности. И если раньше они строили свою закупочную практику как хотели, то сейчас — по иным принципам, но ими самими же разработанным правилам.
«ЭЖ»: В газету поступает масса вопросов, связанных с применением Закона №
К.С.: Пока не может. Закон №
«ЭЖ»: Как с целями закона соотносится то, что под его действие неожиданно подпали в том числе и предприятия, для которых
К.С.: Логика распространения действия закона на «дочек» и «внучек» в том, чтобы компания, которая выделяет в отдельные юридические лица свои закупочные подразделения, не уводила закупки в тень.
«ЭЖ»: На сайтах Минэкономразвития России и Федерального казначейства размещен ряд проектов, в частности проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте информации о закупке», а также проект совместного приказа Федерального казначейства и Минэкономразвития России, связанный с регистрацией пользователей на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Можете их прокомментировать?
К.С.: Принятие этих документов предусмотрено Законом №
Правительство до 1 октября продлило сроки регистрации и размещения информации на сайте http://www.zakupki.gov.ru. И я хотел бы, пользуясь случаем, через газету «Экономика и жизнь» призвать компании проходить регистрацию — дальнейшего продления не будет. До 1 октября нужно успеть получить сертификаты ключей
Те, кто не успеет, будет нести ответственность за неразмещение информации. ФАС РФ уже разработала законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», в котором предусмотрены соответствующие санкции за нарушения требований Закона №
«ЭЖ»: Но поправки в КоАП РФ пока не приняты, как не приняты и многие другие нормы, необходимые для того, чтобы Закон №
К.С.: До принятия соответствующих документов административную ответственность, конечно, нести никто не будет. Но не исключаю, что к 1 октября поправки в КоАП РФ уже могут быть приняты.
«ЭЖ»: Как вы считаете, может действие Закона №
К.С.: Подобные судебные иски могут возникать и в отсутствие этого Закона №
«ЭЖ»: Насколько широки полномочия ФАС РФ по контролю за исполнением Закона №
К.С.: Полномочия ФАС РФ ограниченны. Их всего три.
«ЭЖ»: То есть количество судебных исков в арбитражных судах
К.С.: Оно может вырасти и по этой причине, и по другой. Тут важно причину со следствием не перепутать.
«ЭЖ»: Что делать компаниям, которые вовремя не утвердили положение о закупках, не разместили план закупок на своих сайтах и при этом не совершают закупки по Закону №
К.С.: Рано или поздно они будут установлены, конечно. Здесь будут работать нормы Кодекса об административных нарушениях, которые устанавливают требования по сроку давности привлечения к ответственности.
«ЭЖ»: Как вы считаете, у МУПов хватит компетенций, чтобы следовать требованиям закона?
К.С.: Это вопрос… Но в муниципальном секторе не случайные компании — у них, как правило, есть головные организации, которые должны обладать достаточной компетенцией, чтобы прочитать закон на пяти страницах и сформулировать хотя бы простое положение о закупках. Ведь в зависимости от вопросов, которые решает тот или иной заказчик, положение о закупках может быть достаточно простым. Мы со своей стороны можем пообещать, что любое обращение за разъяснением положений закона, которое будет направлено в адрес министерства, без ответа не останется. Кроме того, мы будем размещать материалы с разъяснениями на сайте, чтобы они были доступны всем.
«ЭЖ»: Не у всех МУПов есть так называемые головные организации, зачастую муниципальный орган выступает только лишь как учредитель и не участвует в управлении. И вряд ли будет оказывать помощь в исполнении закона.
К.С.: Если МУПы оторваны от учредивших их муниципальных органов власти, то должны быть реорганизованы, приватизированы и занять свое достойное место среди частных организаций. Получается, что в
«ЭЖ»: Вы отслеживали принятие компаниями положений о закупках и размещение к 1 апреля планов закупок на своих сайтах?
К.С.: Министерство не можем уследить за таким количеством компаний. У нас нет подразделений контроля, которые бы этим занимались. Поэтому основная роль здесь отдается общественным формам контроля: потенциальным поставщикам, общественным организациям, отдельным экспертам и тем людям, которым это небезразлично. У нас есть перечень из порядка 200 крупных компаний о которых мы знаем, что они в основном приняли положения о закупках.
«ЭЖ»: А качеством этих положений о закупках вы довольны?
К.С.: Положения о закупках — многостраничные документы. У нас есть идея провести анализ этих положений. К этому мы будем подключать широко известные общественные организации предпринимателей. Будем просить их посмотреть положения и представить заключения по наилучшим практикам. Нам кажется, что в их интересах такую работу провести. Ведь членами этих объединений являются как раз потенциальные поставщики для крупных компаний.
«ЭЖ»: Может быть, вы разработаете
К.С.: Мы сознательно уходим от создания типовых положений, потому что как только министерство создаст типовое положение, это станет косвенной регламентацией закупочной деятельности. Есть набор критериев, которому должно соответствовать положение. Например, в отношении конкурсов или аукционов (если эти конкурентные способы закупки предусматриваются положением) должен быть установлен срок, в течение которого извещение о закупке должно быть в открытом доступе — 20 дней, для того чтобы потенциальные участники могли ознакомиться с требованиями, которые предъявляются при покупке. Это, пожалуй, самое жесткое требование, которое должно быть учтено в положении о закупке.