О переходе унитарных предприятий (ГУП, МУП) на 44-ФЗ
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ УНИТАРНОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ
производственная программа (учитываются все закупки, формирующие смету затрат на производство и реализацию товаров);
ремонтная программа (план ремонтов);
инвестиционная программа (включая техническое перевооружение и реконструкцию);
1. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего
Согласно требованиям 44-ФЗ за закупочную деятельность заказчика с совокупным годовым объемом закупок более 100 млн. руб. отвечает контрактная служба.
Если объемы закупок меньшие, то заказчик на свое усмотрение может либо создать контрактную службу, либо определить контрактного управляющего (одного или нескольких).
Контрактная служба может представлять собой структурное подразделение заказчика, однако возможно ее создание и путем включения в ее состав сотрудников заказчика (без образования структурного подразделения). Во втором случае руководить ей должен заместитель руководителя заказчика.
Закон N 44-ФЗ так же не требует включать в штатное расписание должность контрактного управляющего. Лицо, которое обязано проводить закупки и исполнять контракты, является контрактным управляющим независимо от того, как названа должность в штатном расписании .
В филиале самостоятельная контрактная служба не создается, однако его сотрудники могут входить в общую с головной организацией контрактную службу. При этом передавать руководителю филиала полномочия подписывать контракты необходимо на основании приказа руководителя заказчика или доверенности . При этом соответствующие изменения следует внести и в должностные инструкции.
1.1. Разработать и утвердить положение (регламент) о контрактной службе
Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения подготовленного Минэкономразвития (утверждено приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631).
1.2. Обучить сотрудников контрактной службы и членов закупочных комиссий
Работники контрактной службы (контрактный управляющий) должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок . Не смотря на то, что подобное требование весьма расплывчато и допускает разные трактовки (например, что достаточно лишь любого высшего образования), исходя из сложившейся практике, рекомендуем все же провести повышение квалификации в сфере закупок.
Схожие требования и к членам закупочных комиссий , в состав которых заказчик должен включать преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
Вполне легитимное свидетельство о повышении квалификации можно получить за символическую плату у организации, обладающей соответствующей лицензией пройдя программу повышения квалификации продолжительностью от 16 часов. Это не дает знаний, но обеспечивает формальное соответствие требованиям законодательства.
Однако стоит все же не экономить на знаниях и при выборе учебной программы ориентироваться на рекомендации, изложенные в совместном письме письмо Минэкономразвития и Минобрнауки России . В частности, рекомендуется проходить обучение по программам продолжительностью не менее 108 часов (для руководителей – 40 часов).
Так же целесообразно учесть, насколько учебная программа отвечает требованиям профессионального стандарта «специалист в сфере закупок» .
2. Разработать и утвердить нормативные документы, необходимые для работы
Помимо обязательного положения о контрактной службе, для эффективной работы следует так же подготовить
- положение о комиссии;
- шаблонную (типовую) документацию для основных способов выбора поставщика (электронный аукцион, запрос котировок и др.);
- шаблонный проект контракта и др. Следует так же внести необходимые изменения в Положение о закупке, так как заказчик имеет возможность проводить закупки по закону N 223-ФЗ если:
- предприятие - исполнитель по контракту привлекает третьих лиц (исключение
- контракты с единственным поставщиком, которые заключены на основании актов, принятых президентом или правительством);
- закупки финансируются за счет грантов.
3. Пройти перерегистрацию в единой информационной системе (ЕИС)
Для проведения закупок по 44-ФЗ необходимо пройти регистрацию в качестве заказчика, а так же получить соответствующую электронную подпись .
К сожалению, они различны для работы в качестве заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
4. Подготовить, утвердить, разместить в ЕИС план и план-график
Следует уделить данному моменту особое внимание, так как с 1 января 2017 года вступают в силу новые правила планирования по 44-ФЗ.
ИЗБЕЖАТЬ НЕИЗБЕЖНОГО ИЛИ ХОТЬ НЕМНОГО ЕГО ОТСРОЧИТЬ…
Унитарное предприятие обязано работать с 1 \января 2017 по 44-ФЗ. Однако возможны и такие варианты, как
:- банкротство (при этом имущество передается иному лицу);
- преобразование унитарного предприятия.
Отметим особо, что путь преобразования в автономное учреждение для многих унитарных предприятий закрыт. В соответствии с законодательством , автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах:
- науки,
- образования,
- здравоохранения,
- культуры,
- средств массовой информации,
- социальной защиты, занятости населения,
- физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Можно так же предположить, что многие унитарные предприятия так же постараются заключить до конца года (а значит – по 223-ФЗ) долгосрочные контракты на обеспечение себя необходимыми товарами, работами и услугами.
КТО ПОМОЖЕТ?
Самый простой вариант – общение в профессиональном сообществе
Заказчик вправе привлечь на основе контракта специализированную организацию для:
- выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или аукциона,
- разработки конкурсной документации, документации об аукционе,
- размещения в ЕИС извещения о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса или электронного аукциона,
- направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или в закрытом аукционе,
- выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Следует учесть, что выбор специализированной организации производится в соответствии с 44-ФЗ, который распространяет свое действие на закупки унитарных предприятий только с 1 января 2017 года.
Автор статьи Кирилл Кузнецов